Комплексный аудит необходим как на этапе разработки, так и в начале продвижения. Да и в дальнейшей работе любой грамотный веб-мастер периодически проводит контрольные проверки на наличие тех или иных ошибок, следит за качеством доноров ссылок и т.д. Но обо всё по прядку.

Весь аналитический процесс разбивается на 2 основных этапа:

  • внутренний;
  • внешний.

 

Внутренний SEO аудит

 

Это довольно большой и сложный этап, но как сказал однажды на конференции Андрей Липатцев (специалист по качеству поиска Google), направьте большую часть своих усилий на внутренние работы над  вашим блгом или интернет-магазином, на улучшение его качества и полезности для пользователей и результаты не заставят себя долго ждать. В этом в основном и состоит процесс оптимизации веб-ресурса. Кстати, представители Яндекса неоднократно заявляли о том же.

Итак…

 

Технический аудит

В первую очередь ищем технические ошибки. Их может быть довольно много и в их выявлении нам помогут различные программы и on-line сервисы. Вот что я проверяю в первую очередь на данном этапе:

1. Наличие дублей. Дубли- это страницы с разными URL, но при этом с полным или частичным совпадением контента, т.е. бывают полные и не полные дубли. Что в них плохого?- спросите вы. Ну в первую очередь, если есть 2 или более одинаковые страницы, и одну из них (как правило с ЧПУ) вы решили оптимизировать для поиска, то не факт, что боты Google или Яндекса решат, что именно она в большей степени релевантна поисковым запросам. И может получится так, что вы потратили много ресурсов на оптимизацию страницы site.com/televizory, а поисковики оставят в своём индексе «не прокачанную» site.com /index.php?id_catalog=36&page_id=47 и, соответственно, если и будут её показывать в результатах поиска, то уж точно не в ТОП-10, ТОП-20 и даже не в ТОП-30.

Другой момент. Если на сайте много дублирующегося контента, то поисковые системы (ПС) резонно сочтут его некачественным, а значит и не достойным взора пользователя. Последствия, сам понимаете какие.

Дубли бывают:

  • GET-параметры;
  • зеркала;
  • страницы сортировки;
  • страницы поиска;
  • пагинация;
  • и т.д.

Все эти варианты необходимо выявить и проработать в соответствии с их значением (об этом поговорим в другой статье).

2. Наличие и правильность заполнения файлов sitemap.xml и robots.txt. Если коротко, то sitemap.xml служит для того, чтобы указать ПС какие страницы вы хотите видеть в индексе ПС, а robots.txt – какие URL-адреса по вашему мнению не должны индексироваться.

3. Скорость загрузки. Пусть визуально ваш ресурс грузится быстро, но если вы будете проигрывать в этом показателе конкурентам какие-то милисекудны, то при прочих равных обстоятельствах окажетесь ниже их в результатах поиска. Поверить скорость загрузки поможет инструмент Google- PageSpeed Insights.

 

Обязательно обращайте внимание на скорость работы мобильной версии, сейчас доля мобильного поиска стремительно возрастает.

 

4. Наличие мобильной версии или адаптации сайта к мобильному поиску. Здесь всё предельно понятно: мобильная или адаптированная версия должна быть! Сегодня это обязательное условие для тех, кто претендующих на заветное место в ТОПе.

Для проверки web-ресурса на мобильность есть несколько хороших сервисов, в том числе и от Google.

5. Настройка GZIP-сжатия и кеширования файлов для браузеров. Данные пункты важны тем, что снижают скорость взаимодействия пользователя с ресурсом и могут служить фактором, влияющим на ранжирование, а также повысить лояльность посетителей.

6. Исходящие и внутренние ссылки. На этом этапе проверяется наличие ссылок, ведущих на другие площадки, их качество и количество. Что с ними делать- это тема отдельной статьи, здесь же коротко отмечу, что ссылки, ведущие на внешние трастовые ресурсы, с одной стороны, могут положительно повлиять на качество вашего сайта «в глазах» ПС. Но, с другой стороны, стоит помнить, что любая исходящая ссылка отдаёт вес акцептору, и когда таких внешних ссылок много, даже если они, как говорится «в тему»,- это не лучшее решение для оптимизации. По сути вы бесплатно прокачиваете чужую интернет-площадку - оно вам надо?

Принцип передачи веса необходимо учитывать и во внутренней перелинковке. Ссылаясь на определённые страницы, мы увеличиваем их значимость и таким образом как-бы говорим поисковому роботу: эти страницы для нас важнее других, покажи пользователям именно их.

Для работы с весом будет полезна бесплатная программа PageWeight. А что бы, найти «битые», т.е. не работающие ссылки рекомендую тоже бесплатную старенькую, но вполне рабочую Xenu.

 

 

7. Ошибки сканирования и ответ сервера. Следите за тем, чтобы страницы отдавали ответ 200 ОК и вообще, чтобы рабочие, существующие страницы были доступны для поисковых ботов.

Что касается ответа сервера, то в сети существует множество качественных сервисов. А выявить ошибки сканирования помогут Google Search Console и Яндекс.Вебмастер.

 

8. Страница 404. Обязательно проверьте настроено ли отображение 404-й при неправильном наборе URL какого-либо раздела вашего ресурса. Обратите внимание на качество её оформления, на наличие ссылки на Главную и на другие важные разделы. И не забывайте о том, что 404-я страница должна отдавать ответ 404 Not Found.

 

 

Список пунктов технического анализа можно ещё продолжать (используется ли HTTPS-протокол, качество SSL сертификата, валидность кода, микроразметка и т.д.). Но главные пункты я указал, начните с них- это основа технического аудита.

 

Анализ контента сайта

После проверки веб-ресурса на наличие технических ошибок следует проанализировать контент. Необходимо понимать конечно, что это не только тексты, но ещё и изображения, видеоматериалы, файлы для загрузки (например, прайс-листы).  Но тексты- это на сегодняшний день главная часть контента, по которой поисковые системы определяют тематику сайта и то, насколько полно он решает проблемы пользователей (релевантность запросам). Как говорится, мужчины любят глазами, женщины- ушами, а Google нас любит за тексты.  Шутки шутками, но к описанию ваших товаров и услуг, а также написанию статей для вашего блога следует подходить системно и грамотно.

Анализируя тексты, мы проверяем их по следующим параметрам:

Уникальность. Скопированные описания товаров с торговой интернет-площадки конкурентов, или скопированная статья с информационного портала- увы, типичная ошибка многих бизнесменов. Ну им-то простительно, они не обязаны во всём разбираться, но мы-то с вами SEO-ошники! Поэтому очень важно выявить, на сколько уникальны размещённые тексты. В этом нам поможет удобная и простая программа Advego Plagiatus.

 

 

 

Есть аналогичная программка AntiPlagiaris, есть on-line сервиcы, но лично я предпочитаю Advego.

Заспамленность. Как уже говорилось выше, релевантность текста запросам пользователей- это обязательное условие. А вот одним из важнейших факторов определения релевантности являются ключевые слова. Сегодня конечно классическое понимание ключевых слов утрачивает своё значение, набирают вес LSI-фразы, но сейчас не об этом речь. Злоупотребление ключами в тексте по-другому называют тошнотой. Тошнота является фактором пессимизации в поисковой выдаче и её нужно избегать.

Водность. Избегайте также большого числа слов, не несущих смысловой нагрузки: «откровенно говоря», «таким образом»… Вернее сказать, уделяйте при проверке внимание этому показателю. Пусть посетители читают тексты взахлёб, а не захлёбываются ими.

Два последних показателя нам поможет выявить сервис ISTIO.

Тексты для людей. И да, тексты должны быть полезны потенциальным посетителям. Смотрим, чтобы они легко читались, несли смысловую нагрузку, а не представляли из себя набор ключевых фраз, слегка разбавленных другими словами.

Совет. Проверяйте при анализе контента, не закрыты ли от индексации важные части текстов, а то и целые старицы (теги и мета-теги Nofollow/Noindex).

 

Анализ юзабилити

Поисковые системы ценят те сайты, которые не только полезны, но и комфортны для посетителя. Проверяйте, удобно ли расположены элементы навигации, не слишком ли мелким шрифтом написана нужная информация, есть ли чат, кнопки быстрого перемещения, «хлебные крошки» и т.п. Довольно распространённая ошибка- красивый сайт, при этом не удобный для пользователя.

Если вы проверяете интернет-магазин, то не забудьте на этом этапе обратить внимание на то, насколько удобен процесс оформления заказа. Если в корзине множество полей и этапов оформления, то, как сказал бы классик, не каждый клиент дойдёт до середины процесса покупки.

Удобство расценивается поисковыми системами, как забота о посетителе и служит косвенным фактором ранжирования. Ну и само собой разумеется, что на web-ресурс, где всё понятно и доступно максимум в 3 клика посетители возвращаются гораздо чаще, с удовольствием и задерживаются на нём гораздо дольше.

 

Внешний поисковый аудит

После того как все внутренние проблемы и недоработки выявлены, отправляем их на исправление разработчику и приступаем к внешнему аудиту. Внешняя оптимизация сайта сегодня, в процентном отношении затрачиваемых на неё ресурсов, занимает конечно меньшую долю, но тем не менее имеет важное значение.

Внешний аудит можно разбить на 2 части:

  1. Анализ конкурентов.
  2. Анализ нашего сайта.

Анализируя конкурирующие с нами успешные веб-ресурсы, мы обращаем внимание на:

  • качество их внутренней оптимизации;
  • объём и динамику прироста ссылочной массы;
  • качество доноров ссылок;
  • присутствие и активность в соц. сетях

На этом этапе можно воспользоваться сервисами Ahrefs, Serpstat, SimilarWeb, MegaIndex, pr-cy.ru и т.п.

Далее проделываем всё тоже с нашим блогом или интернет-магазином.

 

Теперь мы можем сравнить нашу стратегию продвижения со стратегиями конкурентов, и сделать необходимые выводы.

 

Итак, полный аудит сайта проведён. Что дальше?

Результаты аудита нашего web-ресурса- это руководство к действию. Как известно, правильно сформированные цели- 50% решения задачи.

Обнаружив все плюсы и минусы, мы составляем план устранения недоработок и формируем дальнейшую стратегию продвижения. При этом не лишним будет ориентироваться на конкурентов. Например, если мы нашли у них какие-либо успешные решения (а такие наверняка будут, если они в ТОПе), то желательно применить нечто подобное и у себя, избегая разумеется при этом банального плагиата.

И помните, для того, чтобы достичь успеха необходимо грамотно оценить стартовые условия и свои возможности. В этом и состоит основное значение SEO-аудита сайта.